Заблуждаются те, кто считает, что детектор лжи был изобретен не раньше ХХ века – прообраз современного полиграфа существовал еще в далеком мрачном средневековье. Это знаменитые «Уста истины», которые не только безошибочно выводили лжецов на чистую воду, но и исполняли роль зловещего палача, незамедлительно наказывая виновных лишением руки, доверчиво вложенной в разверстый зев мистической мраморной маски.
Страшно? А представьте, каково было тем, кому предстояло пройти проверку собственной правдивости у бесстрастного божества, безразличного к немым мольбам, равнодушно взирающего на искаженное муками лицо и готового откусить кисть руки несчастного испытуемого при малейшем подозрении на обман. Это мы с вами – современные и просвещенные – знаем, что за стеной портика церкви, на которой располагалась скульптура грозного оракула, скрывался палач с занесенной секирой, готовый одним резким взмахом отсечь появившуюся в прорези руку по тайному знаку, означавшему, что вина осужденного признана и не подлежит сомнениям.
А средневековый темный люд истово верил в божественную мощь Эрколя Победителя, чье застывшее изображение наводило ужас и вынуждало суеверных несчастных людей делать добровольные признания, не доводя дело до крайности. К каменной маске (Bocca della Verità), не терпящей лжи и расположенной в знаменитой римской церкви Santa Maria in Cosmedin, приводили и рыночных воришек, и подозреваемых в неверности жен.
Каково же происхождение этой древней плиты и как случилось, что безмолвному божеству удалось обрести такую абсолютную власть над умами людей? Предположительное время создания античной круглой скульптуры – IV век до н.э., а в I веке мраморный диск либо служил элементом декора одного из древнеримских фонтанов, либо выполнял роль канализационного люка. Как видите, вполне мирная бытовая миссия, без намека на агрессию.
Что касается лика на плите, то он все еще вызывает горячие споры. Скорее всего, маска изображает Океануса или другого бородатого языческого божества, но есть и иные версии, по которым лицо на мраморном диске принадлежит не то богу реки Тибр, не то Меркурию, не то суровому Эрколю Победителю – тому самому герою романской мифологии, что так беспощадно откусывал руки средневековым лжецам.
Когда же мистический диск покинул безобидный фонтанный комплекс и обрел грозную силу, воплотившуюся позднее в карающую власть? На этот вопрос нет точного ответа: можно только предполагать, что в XVII веке круглая скульптура, имеющая диаметр 1,75 м, уже заняла свое место в портике церкви Св. Марии ин Космедин, наводя ужас на тех, кому было что скрывать.
Сегодня Уста истины пользуются необычайной популярностью среди путешественников всего мира. Еще бы, античная древность с загадочной историей, корни которой скрываются так глубоко, что их почти не отыскать! Да и потом, мало кто откажется от искушения испытать старинный детектор лжи в действии – вот и выстраиваются туристы в длинную очередь, чтобы с замиранием сердца вложить ладонь в темные глубины раскрытого рта беспристрастного средневекового судьи.
Комментарии [0]