Одним из самых удивительных католических храмов мира является церковь Саграда Фамилия (полное название Искупительный храм Святого Семейства, кат. Temple Expiatori de la Sagrada Familia). Расположенное неподалёку от центра Барселоны, строение удивляет не только своим внешним видом, но и историей своего сооружения.
Церковь Саграда Фамилия является одним из главных творений гениального испанского архитектора Антонио Гауди, который обладал собственным, ни с чем не сравнимым архитектурным стилем. Гауди черпал вдохновение во многих архитектурных стилях, но всё это преобразовывалось в нечто уникальное и выливалось в итоге в захватывающие дух конструкции. Рассматривая его творчество, нельзя сравнивать творения испанца с чем-либо другим, так как они стоят особняком в истории архитектуры.
Церковь Саграда Фамилия можно смело назвать делом жизни великого испанца, венцом его творений. Работа над проектированием и строительством храма длилась 43 года. Будучи религиозным человеком, Гауди представлял собор, как воплощение Нового Завета в архитектуре.
Первые работы по строительству храма начались в 1883 году. Отметим, что первоначально над проектом строения работал архитектор Франсиско де Вильяр, который только спустя несколько лет передал строительство Гауди. Если Вильяр задумывал храм в неоготическом стиле, то Гауди решил пойти своим путём.
По замыслам испанского архитектора, все три фасада храма должны были быть близки по стилистическому оформлению и увенчиваться четырьмя башнями. Всего получалось двенадцать башен, каждая из которых должна была символизировать одного из двенадцати апостолов.
Проекты фасадов Гауди назвал “Рождество”, “Страсти Христовы” и “Воскресение”. Несложно догадаться, что они были посвящены центральным сюжетам бытия Христа на земле: его рождению, распятию и воскрешению.
Работа над фасадами началась в 1892 году. Антонио Гауди решил сконцентрироваться на рождении Христа, так как считал, что “Страсти Христовы” жители могут и не понять. Архитектор хотел максимально реалистично отразить на втором фасаде распятие Христа.
В 1895 году завершаются работы над неоготической апсидой, главной особенностью которой стали декоративные желоба водосточных труб и навершия башенок. Узоры, выполненные в виде улиток и ящерок, были явно навеяны местной флорой и фауной.
В период с 1909 по 1910 года на месте будущего главного фасада строится здание временной церковно-приходской школы. Антонио Гауди решил создать её для детей прихожан. Так как сооружение считалось временным, школа не имела несущих стен, но обладала уникальной конструкцией.
Понимая, что может не успеть довести строительство до конца, Гауди посвящает всё свое время на работу с храмом. В 1911 году начинается работа над фасадом Страстей, параллельно испанский архитектор трудится и над внутренним убранством храма.
Главным несущим элементом конструкции Гауди выбрал колонны, которых внутри собора десятки. Разные по толщине и высоте, причудливой формы – они прекрасно вписались в общий облик церкви Саграда Фамилия.
Несмотря на все свои старания Гауди так и не успел довести работу над храмом до конца. В 1926 году при трагических обстоятельствах великий архитектор погибает, оставляя после себя несколько планов так и незавершённых фасадов.
Долгое время в Испании разворачивались настоящие дискуссии о том, стоит ли пытаться достроить церковь. Первые попытки следовать стилю мастера Гауди получились крайне неудачными, так что на этот вопрос долго не могли дать однозначный ответ. Однако, спустя некоторое время работа была продолжена…
Как бы это удивительно не звучало, но церковь Саграда Фамилия строится и по сей день. До сих пор идёт работа над оформлением фасада, возводятся шпили. Даже в незавершённом виде храм смотрится просто фантастично.
Ежегодно Барселону посещают десятки тысяч туристов, большинство из которых обязательно побывает и в церкви Саграда Фамилия. Если вы оказались в столице Каталонии (по делам ли, или на отдыхе) выделите время на посещение этого великолепного архитектурного объекта!
Большое спасибо за публикацию. Великолепные фотографии — особенно фрагменты скульптур.
Они лучше, чем сами скульптуры Субиракса. Я люблю всех, кто неравнодушен к великой церкви моего любимого Антони. Есть, конечно, трогательная наивность в некоторых комментариях, как например, относительно того, что, мол, Гауди, как ни старался, а закончить храм ему не удалось.
Друзья мои, этот человек был мудр как змий… он с самого начала прекрасно отдавал себе отчёт в том, что его грандиозный замысел не может быть завершен в пределах одной человеческой жизни.
Готические соборы средневековья строились по нескольку сот лет. Этот опыт был ему хорошо известен. Кроме того, фасад Воскресения — это ошибка. Главный из трёх фасадов церкви будет именоваться фасадом Славы, а это значит, он воплотит не Воскресение, а Второе Пришествие, или иначе Пришествие во Славе. Прав автор коментариев — действительно это поразительно, что церковь строится и поныне. Но не тем поразительно, что так долго — это не долго для такого громадного храма — а тем, что живёт в каталонцах дух и воля завершить это беспрецедентное творение, которому не будет равных на земле, ибо нет второго Гауди. Всех любителей великого Каталонца приглашаю к себе познакомиться с виртуальной книгой «Евангелист Антоний», которую я фрагментами разместил у себя на сайте.
Гауди поражает! Вернулись из Испании, к сожалению не видела Саграду Фамилию внутри, но возможно когда-нибудь…
Очень быстро просмотрела Вашу книгу, спасибо большое
если можно ознакомится не с фрагментами — скажите, пожалуйста, где.
Храм потрясающий! Я восторгаюсь творения Гауди,но это храм что-то фантастическое.